Новости
11.08.2015

Право на жизнь

ПРАВО НА ЖИЗНЬ


В России создано новое правозащитное движение «Сохраним жизнь вместе»

Недавнее выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Госдуме, где он обратил внимание парламентариев на вопиющую трагедию российского общества — огромное число абортов, вызвало большой резонанс. Новое правозащитное движение «Сохраним жизнь вместе» решило развернуть широкую дискуссию на тему защиты жизни и инициировать изменения в российском законодательстве. О том, как говорить о проблеме защиты жизни с секулярной аудиторией и добиться пересмотра отношения нашего общества к искусственному прерыванию беременности, размышляет руководитель организации, который также является исполнительным директором Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, Леонид Севастьянов.

Дискуссия о праве на рождение в сегодняшнем российском обществе не может больше оставаться уделом небольших внутрицерковных обществ. Но мы видим, что вместо широкого общественного обсуждения призывы к защите жизни нерожденных детей пока едва просачиваются за пределы церковной ограды и часто оказываются непонятны широкой аудитории. Православные активисты ограничиваются краткими и не очень многочисленными акциями протеста, которые слабо освещаются в прессе, а для большинства обывателей так и остаются собраниями маргиналов, которые якобы требуют как-то ограничить свободу — эту почти сакральную ценность для современного человека, будь он консерватором или либералом.
Конечно, Церковь сегодня развивает социальное служение, в том числе помощь беременным и молодым матерям, и важность этих инициатив нельзя недооценивать. Но почему разговор о таких традиционных ценностях, как право матери на рождение младенца, не развивается, несмотря на то, что, согласно разнообразным опросам, большинство населения России сегодня поддерживает традиционные ценности? Что вообще люди вкладывают в это понятие?
От феминизма до тоталитаризма
В свое время разрешение абортов стало одним из первых «деяний» большевиков. А с тех пор прошло уже почти 100 лет – огромный срок для того, чтобы явление стало нормой и даже «традицией». И в сознании наших соотечественников по-прежнему работает навязанная советской пропагандой модель, которая трактовала права женщин совершенно особым образом. С одной стороны, это было развитие маргинальных идей феминисток начала XX века — отголоски предложений иметь «общих жен», «свободные браки», освобождение от гендерных ролей и, как следствие, даже половой самоидентификации. Удивительно, но все эти архаичные идеи сторонники абортов сейчас преподносят как новые и прогрессивные, хотя десятилетия развития правозащитной практики на Западе уже заставили общественное мнение отойти от этих «стандартов». Об этом например, свидетельствует отказ депутатов Европарламента поддержать предложения португальского депутата Эдит Эстрелы, которые были фактической декларацией «сексуальных и репродуктивных прав», провозглашающих аборт правом человека.
История разных стран показала, что такая борьба за равные права, породив чудовищные формы тоталитаризма, приводит не к освобождению личности, а к еще большему ее закрепощению и, в конечном итоге, делает женщину еще более зависимой от жестких правил социума. Законы «свободы» проповедуемые глянцевыми журналами, направлены на то, чтобы сделать из человека «идеального потребителя», и беременность совершенно не вписывается в картину благополучного состояния, нарисованную современными феминистками.
Кроме того, если права матери оказались важнее прав нерождённого ребенка, значит, уже устанавливается искаженная иерархия «ценности» жизни разных членов общества. Так можно дойти и до отрицания права на жизнь тяжело больных младенцев и стариков, которые стали обузой для родственников, ограничению прав заключенных, психически больных или еще кого-то, кто не может по каким-то причинам быть полностью «нормальным» членом общества.
С другой стороны, государственной машине любой страны, и Россия тут не исключение, была и остается выгодна модель, когда человек, независимо от пола и возраста, приносит доход, а многодетная мать и ее малолетние дети вряд ли смогут сильно пополнить государственный бюджет. Другое дело, что есть стратегические задачи. Государству выгодно увеличивать число налогоплательщиков. Но когда планируется бюджет на какое-то ближайшее время, это делается так, чтобы можно было сэкономить. Например, вести беременность сложнее, чем от нее сразу избавиться, направить инвалида в детский дом — проще, чем потом удовлетворять особые потребности семьи, где такой ребенок родился. Ни для кого не секрет, что когда беременная женщина приходит в медицинское учреждение, ее, как правило, сразу же спрашивают, не хочет ли она сделать аборт. К огромному сожалению, наше врачебное сообщество стало в этом вопросе рассадником преступности. Призванные спасать жизнь, медики сами предлагают ее прервать.
Но любую норму можно критиковать. И мы глубоко убеждены, что главный вопрос, который стоит перед человечеством, – это борьба жизни и смерти. Бог дает жизнь – дьявол пытается путем различных манипуляций эту жизнь отнять. Все остальное вторично. Главная ценность в мире – это жизнь человека, но об этом почему-то слишком часто забывают.
Наше государство заявляет, что оно поддерживает традиционные ценности: в частности, общество выступает против однополых «браков». Но если при этом мы не защищаем право ребенка на рождение, разговор о ценностях заходит в тупик. Оказывается невозможным говорить о защите традиционных ценностей, когда главная из них – жизнь человека, берущая отсчет с момента зачатия, никак не защищена. Так дискуссия о недопустимости разрушения семьи без дискуссии о праве ребенка на рождение теряет любой смысл и становится обычным ханжеством. Только понятие семьи, где гарантируется право ребенка на рождение, есть главный аргумент в отстаивании традиционного взгляда на семью.
В первую очередь, нужно делать все возможное, чтобы донести до сознания женщины тот факт, что все разговоры о праве на аборт – это манипуляция ее сознанием. Ребенок для женщины — самая главная ценность, это заложено природой. Например, по данным исследования, проведенного в 2013 году интернет-порталом «Яндекс», представительниц прекрасного пола больше всего на свете интересуют дети — чаще всего они забивают в поисковик слово «ребенок». А дальше начинаются манипуляции: мужчина может объявить, что бросит свою беременную подругу без средств к существованию, если она не сделает аборт. Родители женщины, в свою очередь воспитанные в советское время, когда внушали, что аборт — лишь несложная операция, облегчающая жизнь, также иногда не желают принять беременную. Далее женщина вынуждена сопротивляться прямым и косвенным намекам на аборт со стороны врачей. Кроме того, в условиях нынешней экономической системы и работодатель женщины не заинтересован в том, чтобы было много младенцев — мамы ведь уходят в декретный отпуск, затем будут брать больничные и так далее.

Совершенствовать закон
Получается, что вся философия отношения к детям у определённой части общества базируется не на защите истинных интересов женщины, и на манипуляциях сознанием, что проще для всех вообще не иметь детей. Именно поэтому назрела необходимость совершенствовать наше законодательство таким образом, чтобы ситуация изменилась и женщины, которые действительно думают о своих правах, за свои права перешли бы на нашу сторону.
По данным Минздрава самые весомые в сознании современных женщин причины для аборта — это незарегистрированные или несостоятельные брачные отношения, материальные затруднения (актуальные или ожидаемые с периода выхода в декрет и отпуска по уходу за ребенком) и психологические причины, в большинстве своем порожденные первыми двумя. Это показывает, насколько незащищена беременная женщина, а, следовательно, и ее ребенок. Законом на данный момент не предусмотрена ответственность отца ребенка на стадии беременности. Такой ответственности нет и после рождения ребенка без подтверждения мужчиной своего отцовства. В этом случае все материальные сложности, связанные с обеспечением ребенка, ложатся на плечи самой женщины, без возможности рассматривать мужчину как опору семьи, что во многих случаях вынуждает прибегать к аборту.
Именно поэтому назрела необходимость совершенствовать наше законодательство таким образом, чтобы ситуация изменилась.
Мы будем инициировать законы, предусматривающие уголовную ответственность — от значительных штрафов, до принудительных работ и небольших, но реальных тюремных сроков за склонение к аборту. Женщина должна быть свободна от любой формы манипуляции в данном вопросе. Далее, необходимо усилить ответственность отца за сохранение жизни ребенка Это касается механизмов выявления отцовства, централизованной передачи средств на содержание беременной и родившей женщины, а также контроля за тем как отец относится к своим будущим детям.
Сейчас о выплатах — алиментах, речь идет только тогда, когда пара находилась в законном браке и мужчина, признанный отцом ребенка, должен платить. Но вне брака нет признания отцовства, и пока никак нельзя навязать мужчине, прохождение днк-теста. Мы хотим законодательно утвердить это право женщины на установление отцовства. И отец тоже должен содержать ребенка материально, выплачивая до 50% своих доходов на его нужды. Полагаю, парламентарии должны найти конкретные законотворческие формулы для этих идей, а также прописать ответственность за их неисполнение.
Налоговые органы, в свою очередь будут отслеживать, сколько в действительности получает тот или иной мужчина, чтобы не было ситуации, когда формально у отца ребенка была «липовая» зарплата. Тогда на нашу сторону перейдет и государство, и женщина. Когда женщина осознает, что у нее есть право выбирать, когда у нее появится реальная, а не мнимая свобода выбора, то ситуация может быстро измениться. Мы намерены использовать все доступные нам способы влияния на законотворческое сообщество, включая прямое лоббирование, используя расположение верующих депутатов — христиан и мусульман
Когда права женщины будут гарантированы — самое время вступить с ней в диалог. Сейчас это делать трудно, по уже перечисленным причинам. В конце апреля, фонд Григория Богослова открыл «горячую линию» и сайт консультирования для будущих родителей. Мы призываем звонить и писать не только беременных женщин, но и будущих отцов. Им смогут помочь профессиональные психологи. И хотя уже несколько десятков женщин приняли решение рожать, позвонив по этому телефону, ясно, что это меры пока недостаточные. Мы будем расширять штат психологов, готовых дать квалифицированную консультацию, пока их 15. Но звонить им могут люди со всей России.
В дальнейшем наша миссия — разработать и реализовать эффективную стратегию социально-психологической помощи беременной женщине, в качестве модели для государственной и негосударственной системы помощи. Ее необходимо внести в реестр услуг, входящих в обязательное медицинское страхование. Предоставить женщине возможность получения такого рода помощи по ее решению, как в государственных, так и в негосударственных организациях.
В планах – создание сети консультативных кабинетов, куда женщины смогут прийти, чтобы лично пообщаться с психологами. Также движение «Сохраним жизнь вместе» намерено широкую рекламную кампанию тех клиник, где не делают абортов – так называемые abortion-free clinics. В конечном итоге, нам нужна система альтернативной, свободной от абортов фармакологии и больниц, обеспечивающих помощь беременной женщине.
Отметим, что наши инициативы не должны быть только внутрицерковным, приходскими. Для этого мы хотим пригласить стать участниками движения «Сохраним жизнь вместе» известных людей, для которых проблема сохранения детских жизней является насущной, и надеемся, что они помогут инициировать по-настоящему значимое общественное движение неравнодушных граждан.

Изменение ума
Разговор о правах человека и, в частности, о правах женщины, — очень древний, и первым, кто об этом сказал предельно четко, был Господь наш Иисус Христос. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32) Именно в христианстве идея истинной свободы — основополагающая.
И возвращение сегодня к настоящим, а не искаженным ценностям — но не декларируемое, а реальное, сейчас может стать мощным объединяющим фактором для современного российского общества. Существующие политические идеологии, на которых базируются стратегии развития государства и общества, а именно: либерализм и консерватизм — несут разное концептуальное понимание защиты прав человека. При этом обе они стоят на позициях, что чем более защищен человек – гражданин конкретной страны — тем сильнее сама страна и ее устои.
Консерваторы говорят о семье с детьми как основе для процветающего сильного государства. Семья защищает самых слабых членов общества – женщину-мать и детей. Этот взгляд поддерживают и религиозные лидеры.
Для либеральной идеологии важна индивидуальность человека, его права, и в том числе и право на семью. Современный мир все больше обращает внимание на ценность каждого индивидуума и шаг за шагом движется в сторону реализации и защиты его прав. Об этом — Европейская конвенция о защите прав человека и основных, принятая в 1950 году, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 года. Кстати, все эти документы ратифицированы Российским государством. Мы видим, что разные политические взгляды не влияют на то, что для человека является самым главным.
В истории человечества было много дискуссий, которые сегодня кажутся абсурдными. Спорили о рабстве, и многие – в том числе великие умы той эпохи – пытались доказать, что оно полезно. Спорили и о том, является ли женщина полноценным человеком, являются ли полноценными людьми индейцы и африканцы. Были и режимы, которые отказывали в праве на жизнь евреям и цыганам. В конце концов, эти вопросы были решены вполне однозначно. Но дискуссия об абортах продолжается по сей день. И находятся те, кто пытается доказать, что зачатый человек до какого-то времени человеком не является, и эти аргументы почему-то многим кажутся весомыми. Рассуждают о праве женщины «распоряжаться своим телом», сознательно (или несознательно) замалчивая, что такая постановка вопроса ущемляет основное право человека – право родиться и жить.
Интересно, что в мировой юридической практике давно уже существуют права не рожденных детей, например, право на имущество, на наследство. И никто эти права не оспаривает. Но само право на рождение признано только в Южной Корее. Многим странам мира, в том числе и России, этот путь еще предстоит пройти.
Подобно тому, как общественное сознание когда-то признало ненормальным рабство, оно должно пройти тот же путь в отношении прав не рожденных детей. Важно понимать, что декларируемые нами идеи понимают и поддерживают на международном уровне. Очень много организаций и в США и в странах Евросоюза выдвигают сейчас такие же требования, как и мы. Немаловажно, что они себя ассоциируют с христианством — прежде всего, Католической Церковью. На Западе организации и общественные движения за права детей и женщин на счастливое материнство стали возникать сразу после легализации абортов — после Второй мировой войны. К слову, в США первый легальный аборт был произведен только в 1972 году. Общественные организации там появлялись по мере того, как абортов становилось все больше и больше. Во многих странах благодаря активной позиции христиан аборты серьезно ограничены. И вполне реально сделать то же самое и в нашей стране! Например, в Германии или в США нельзя просто так прервать беременность, не поговорив с психологом, который выявит реальные причины такого решения женщины и постарается помочь. В некоторых странах аборты вообще запрещены — например, в Польше и Венгрии. Даже несмотря на то, что эти страны бывшего «соцлагеря» и там аборты были также доступны, как и в Советском Союзе, произошла трансформация сознания под влиянием общественных организаций.
Я считаю, что рано или поздно нормативные акты, гарантирующие защиту жизни с момента зачатия, появятся и в нашем законодательстве. Не отказываясь от своей веры и своих убеждений, мы должны говорить сегодня с секулярной аудиторией о праве на рождение — и говорить с людьми на понятном им языке. Необходимо пройти этот путь развития правового сознания. Мы не желаем, чтобы это был какой-то конфликтный путь, он должен быть эволюционный.
Миссия нашей организации – научно обосновывать и защищать права внутриутробного ребенка на всех стадиях пренатального развития и вынашивающей его беременной женщины, как субъекта нераздельно связанного с ним биологически, социально-психологически и духовно.

Юридическая справка

Исходя из данных публичной статистики, в среднем в год в нашей стране не рождается около 4-4,5 млн. человек
В действующем законодательстве имеются противоречия в толковании между юридическим и медицинским понятием прав не родившегося ребенка. Юристы считают началом обладания своими правами ребенком с момента его рождения, а медики определяют эти же права (право на жизнь и охрану здоровья и т.д.) задолго до этого момента, из-за чего происходит различное регулирование в обеспечении этих прав.
Медицина достаточно четко и понятно диагностирует не родившегося ребенка, занимается его медицинским сопровождением и наблюдением его здоровья, которое неразрывно связано в это период с его матерью.
В то же время, государство гарантирует сохранение наследственных прав в отношении детей, наследодатель которого умер до его рождения. В соответствии со ст. 1116 ГК РФ зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства, могут призываться к наследованию.
С правовой точки зрения необходимо определить такой важный аспект, как само право на жизнь не родившегося ребенка. Этот вопрос увязывается в законодательстве только с обстоятельством рождения, а предыдущий период в закреплении прав ничем юридически не определен. Право на жизнь, предусмотренное в Конституции РФ, в первую очередь должно обеспечиваться правом на сохранение и поддержание жизни, в том числе и правом на рождение, которое в российском законодательстве не регулируется.

comments powered by HyperComments

Есть вопросы? Мы всегда на связи!

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАС: